Секрет фирмы

sekret frmi

Начнем, пожалуй, с анекдота:

Одна фирма стала продавать абсолютно одинаковую продукцию (неважно какую) по разным ценам - для дураков и для умных. Так на ценнике и значилось: для дураков - столько-то, для умных - в два раза дороже. И все покупали по более высокой цене. Дураки.

Довольно распространенный развод – не правда ли? И странно то, что даже если удалось урвать желанный товар дешевле, чем везде, душу все равно точит червячок сомнения, а не продешевил ли? Вдруг залепуху впарили. Однако, главная тема не в этом. Интересна как раз фишка, которая позволяет продать там, где остальные облажались.

Поведение любой компании, бизнеса, фирмы, организации (называйте, как хотите) можно сравнить с поведением личности. И, как всякая личность, она может быть харизматична, скучна или оказаться просто пустышкой. Так же, как и люди, ведь не каждый удостаивается чести именоваться индивидуальностью! Только некоторые становятся кумирами. А почему?

Потому что есть что-то неуловимое, что-то уникальное, которое притягивает, как магнит. Это «что-то» обычно скрывается под пресловутыми словами «Секрет фирмы».

По следам первопроходцев

Cocain

Always Coca-Cola – этот слоган прочно засел в голове. Как-то так сложилось, что о приближении грандиозной пьянки ежегодно напоминают красные грузовики, которые куда-то очень спешат под веселую песенку «Праздник к нам приходит»! Слышишь ее и думаешь: «О, Новый год на носу!»

Этот напиток продается более чем в 200-х странах мира, а сама торговая марка является одним из самых дорогих брендов планеты. И это несмотря на то, что эта жидкость имеет замечательные антикоррозийные показатели. В сети навалом советов по очистке ржавеющих деталей с применением чудо-напитка. Любопытно, думали ли об этом производители, когда писали «Всегда Кока-Кола»?

Но примечателен как раз состав первоначального «ядерного коктейля», а не сегодняшнего растворителя желудков. По материалам Википедии, основными ингредиентами были листья коки и орехи тропического дерева колы. Да-да, тех самых листьев того самого растения, от которого происходит тот самых порошок. От него родимого тащится вся элитная молодежь со времен Конан Дойля. Сейчас кокаин - это кокс, кокос, кока, снег, первый и один из самых дорогих наркотиков современности, а тогда (1886) не было известно о его пагубном влиянии на здоровье, и он считался лекарственным средством «от любых нервных расстройств» (три раза ХА!). Поэтому его добавляли куда надо и не надо.

Так что главной фишкой напитка был наркотик. Производитель просто присадил первых клиентов на дозу, а остальное уже сделала реклама. Пускай спустя 4-е года после появления напитка общественность распознала истинную суть кокаина, но уже было поздно - коммерческий маховик набрал обороты.

Реклама, попавшая под цензуру

Другой замечательный пример секретного ингредиента «Секретноингредиентного супа» - это сера! Она помогла потомку рабов, некой мадам Уолкер, стать первой женщиной в мире, которая самостоятельно превратилась в миллионера.

foto walker

Не будем сосредотачивать внимание на тяжелой жизни героини, хотя ситуацию, в которой она оказалась к 25 годам, благоприятной назвать может только сумасшедший. Шел 1890 год или около того, и чернокожая вдова с ребенком, работавшая за гроши, едва сводившая концы с концами, вдруг начала лысеть! Дело в том, что это было довольно распространенным явлением в то время. Люди редко мылись и с азартом плодили различные болячки на коже своей головы, что нередко приводило к потере шевелюры.

Возможно у мадам Уолкер была жилка исследователя-методиста, и имелось много свободного времени (интернета тогда не было!). Перепробовав все народные средства, она обнаружила, что сера убивает пакостные заболевания и прекращает раннее облысение. Оценив свое открытие по достоинству, она бросилась продавать свое средство по домам и знакомым. И ей не помешал ни цвет кожи (расизм тогда был в моде), ни отсутствие денег на производство продукции. Товар был такой бомбой, что к 50-ти годам она стала миллионером, а в то время это звание обладало куда более весомым значением, чем сегодня.

Ее секрет очевиден - это, безусловно, упорство и инновация! Успех был неизбежен.

Что выдумывают сегодня

reklama

Поскольку людей расплодилось хоть отбавляй, в наше время производители не стараются поразить обывателя уникальностью своей продукции. Им просто нужно убедить каким-то либо образом достаточную массу народа в том, что если не купить этот «крутейший новомодный гаджет», то значит, ты неудачник, и на тебя будут показывать пальцем, как на урода с двумя головами.

Машина потребительского оборота настолько отлажена, что внутреннее содержание и назначение товара имеет уже второстепенное значение. Главное, чтобы с продуктом потребления присутствовало жирное облако сопутствующих ассоциаций. Они должны дарить радость обладания или причинять беспокойство и дискомфорт от того, что еще не приобрел вожделенную вещицу.

Так было с легендарным Walkman от Sony. Тогдашний директор компании заказал своему инженеру портативный аудиопроигрыватель, чтоб слушать оперы в частых перелетах. Директору устройство пришлось по вкусу, и он наладил серийное производство. Однако, вопреки ожиданиям, население как-то вяло отреагировало на новинку, явно не оценив все прелести этой штуки. И только после массированной рекламной компании гаджет, как говорится, выстрелил!

С такого ракурса трудно недооценивать пользу от промывания мозгов в национальном масштабе.

«Если стоят люди, значит, что-то дают…» М.Жванецкий

Как ни крутись, что не изобретай, как щеки не надувай, а без рекламы никуда. Она виагра и харизма вашего бизнеса. Забудьте о качестве, это в прошлом (сарказм).

Вряд ли эти люди внимательно изучили приобретаемый товар

Сегодня реклама может все! Благодаря последним достижениям в области психологии сопротивляться массированной рекламной атаке не хватит сил ни одному обывателю. Маркетинговые технологии достигли такого уровня, что желание «купить» стало на одну ступень с естественными потребностями рядовой личности. На нас воздействуют настолько мощно, что для того, чтобы избавиться от наваждения, приходится обращаться к психотерапевтам.

И все же…

predlogenie

По моему скромному мнению, бизнес, основанный на качественном уникальном товаре/услуге куда более жизнеспособен, чем временные повальные веянья дутых суперакций и мегапредложений. Тому есть масса подтверждений.

Вот взять Даниеля Сваровски, он не стал идти по пути обмана и выдавать свои камни за подлинные бриллианты. Ведь был и другой такой умник, который имитировал бриллианты из свинцового стекла с высоким показателем преломления. Каждый из вас знает его фамилию - Жорж Фредерик Страсс (или Штрасс от нем. Strass. Слово "стразы" как раз от него и пошло). Этот ювелир, наоборот, не спешил информировать своих клиентов о том, что они покупают не царя камней, а просто яркие стекляшки. И где он теперь? В ряду синонимов к слову "дешевка"!

ak47monument

Или автомат Калашникова. Недорого, надежно и практично. Его не рекламировали по телевизору, не проводили шумных акций (ну это как посмотреть), а достижение отечественной военной промышленности знаменито на весь мир. Ему ставят памятники и изображают на знаменах и денежных единицах. Он занесен в книгу рекордов Гинесса как самое распространенное оружие на планете.

Может быть, гипербола с автоматом не совсем удачна, но надеюсь, мысль понятна.

Моими пальто торгуют мои пальто! - Монти Платт – знаменитый фабрикант одежды.

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

13 комментариев to “Секрет фирмы”

  1. Vadilla:

    Первый. Хотелось бы верить, что качество и уникальность когда нибудь пересилят стереотипность мышления. Но реклама нового Айфона с бигборда гордо машет пальцем: «Не в этом году, не в этом…» Может, Люди перестанут, как умалишенные, скупать все в магазинах под новый год. Сегодня наблюдал, как муж с женой тянут домой 40″ ЖК. И сам поймал себя на мысли, что в магазинах таки скидки, может, прикупить желанный фильтр для воды со скидкой?

  2. Virginia:

    Да уж, всевозможные рекламные ходы сейчас на пике популярности. Вопрос не в том, ЧТО продать, а КАК продать. Поэтому и ценятся хорошие манагеры по рекламе, этакие птицы-говоруны, играющие на вашем честолюбии (тема айфона — самый яркий пример). Главное, вовремя включить мозги и просто купить проверенную временем вещь — например, тот же милый и добрый автомат Калашникова))

  3. Mentat:

    Несовсем поняли переход к «серному супу» и какой знаменитый товар продавала эта самая Уолкер.

    И действительно таланты некоторых впаривать товары не соответсвующие по цене/качеству современных маркетологов и умение создавать бренды буквально въедающиеся в мозг пугают!

    Тема продаж со скидкой или по акциям и влияние бренда так же сильно выражен сейчас на рынке софта и игр (причем всех уровней). А учитывая возможность покупать такие товары не выходя из дому открывают новые горизонты технологий продвижения и продаж.

    Замечу справедливости ради про автомат Калашникова — несмотря на гениальность этого оружейника и на популярность этого оружия, сам создатель умер фактически в нищите, а в свое время получиль всего лишь премию за создание (хотя конечно не малую). Как говорили «Все ради Родины!». Поэтому это не совсем удачный пример.

    Ну и напоследок забавное видео которое показывает в полной мере весь ужас такой рекламной атаки и брендинга на непоготовленные умы молодежи:
    http://www.youtube.com/watch?v=FL7yD-0pqZg

    • Vadilla:

      Тема с Эпл-людьми, или как говорит мой знакомый сисадмин — «Обладателями», конечно же, ужасна. Цель жизни — обладать новым гаджетом от Эпл. Шутки-шутками, а по-настоящему ужас этой ситуации я смог оценить, когда клиенты начали оценивать заказанные сайты в айфонах… Плевать, что существует огромное количество браузеров, других смартфонов и прочего. Главное, как этот сайт смотрится в его личном Айфоне. Это, конечно, частный случай более широкой проблемы. В конечном счете мало заказчиков оценивают дизайн и функциональность веб-приложения с точки зрения своих клиентов. Почти все считают свой вкус безупречным. И если уж все сделано точь-в-точь, как хочется заказчику — это должно обязательно понравиться клиентам. А вот хрен, я так вам скажу…

      • wilder:

        На самом деле очень мало людей считают свой вкус безупречным, особенно в области в которой они мало что смыслят. Это понты. Главное выявить что этот человек действительно хочет. Сайт эффективно отвечающий возложенным на него задачам или очередной понт для друзей. И иметь в своем прайсе оба варианта. Причем, сайт для понтов — вдвое дороже!

        • Vadilla:

          Могу сказать за свою область. Тут себе каждый считает достаточным знатоком. Оцениваются ли работы по успешности или внешнему виду, неважно. Фишка в том, что маленькая часть заказчиков может доверить выбор дизайна или функциональности профессионалам. А на счет прайса для понтов, он работает и так. Все понтовые фишки типа Флеша, Аякса или безумной верстки стоят дорого. А ознакомившись с ценой в коммерческом предложении понты обычно заканчиваются.

          • wilder:

            Да уж, когда заканчиваются понты — это всегда жалкое зрелище)

    • Virginia:

      http://bash.im/quote/420430
      Вот еще одно подтверждение%)

  4. Mentat:

    Аминь, брат! Реальный парадокс: сделать точь-в-точь, как хочется заказчику != понравится заказчику.

    А вот тема «как смотрится сайт на моем iPhone» возможна не столь ужасна как может показаться — это всего лишь начало и первые намеки о грядущих неизбежных изменениях: мобильный трафик очень сильно вырос за последний год и набирает обороты. Очень скоро при создании практически любого сайта, начиная с домашней странички про любимую кошку и заканчивая огромным ресурсом, нужно будет учитывать возможность удобной навигации с мобильника. Если сейчас это еще довольно редкая задача и она пока обходится созданием версии сайта заточенной под мобильные, то в скором будущем этот подход может оказаться слишком неэффективен.

    • wilder:

      Одно дело идти в ногу со временем, а другое дело быть за ангажированным болваном.(примечание: анагажированый болван — это гипотетический любитель эпл).Всякий подтвердит, что будущее за мобильными устройствами с выходом в интернет, но это совершенно не значит, что сайты ориентированные на эти устройства дают максимальную отдачу.

    • Vadilla:

      Согласен по поводу мобильных устройств. Благодаря клиенту, был сделан концепт разметки для верстки сайта, которая поддерживает разные устройства и разрешения, мало того адаптируется к ним. Для тех, кто жаждет наблюдать свой сайт на iPhone, это обойдется в каких-то лишних 100-200 у.е. И при этом сайт не потеряет в качестве на других платформах.
      Вопрос действительно в парадоксе. Как упомянул Wilder, озвучивать цену для понтов, тогда мы приходим к теме данной статьи о впаривании. Или все-таки делать что-то стоящее. Самое забавное, что прославится и заработать на кусок хлеба с икоркой можно обоими способами.

  5. Mentat:

    Да, пока не значит. Но эти самые «ангажированные болваны» создали золотую жилу для рынка флеш игр. Именно этот рынок в прошом году принес больше всего дохода разработчикам! И как только это случится с сайтами, максимальную прибыль и возможность создать огромную студию (я говорю о действительно огромных «империях зла/добра») будет за теми кто к этому был готов и внимательно следил за предпосылками к такому спросу. Всем остальным останется итди уже по протоптанной дроже, которая хоть и более стабильна, но уже не даст сумашедшего дохода. И как раз вот такие возгласы, типа «А как же мой любимый сайтик смотрится на моем замечательном айфоне» являются первыми предпосылками (путь конечно порой раздражающими и убивающими мозг), что бы задуматся и начать подготавливать инструментарий и набираться опыта в этом напревлении. Потому, что когда этот момент настанет, как показывает практика, произойдет буквально взрыв спроса.

Leave a Reply

*