Начнем, пожалуй, с анекдота:
Одна фирма стала продавать абсолютно одинаковую продукцию (неважно какую) по разным ценам - для дураков и для умных. Так на ценнике и значилось: для дураков - столько-то, для умных - в два раза дороже. И все покупали по более высокой цене. Дураки.
Довольно распространенный развод – не правда ли? И странно то, что даже если удалось урвать желанный товар дешевле, чем везде, душу все равно точит червячок сомнения, а не продешевил ли? Вдруг залепуху впарили. Однако, главная тема не в этом. Интересна как раз фишка, которая позволяет продать там, где остальные облажались.
Поведение любой компании, бизнеса, фирмы, организации (называйте, как хотите) можно сравнить с поведением личности. И, как всякая личность, она может быть харизматична, скучна или оказаться просто пустышкой. Так же, как и люди, ведь не каждый удостаивается чести именоваться индивидуальностью! Только некоторые становятся кумирами. А почему?
Потому что есть что-то неуловимое, что-то уникальное, которое притягивает, как магнит. Это «что-то» обычно скрывается под пресловутыми словами «Секрет фирмы».
По следам первопроходцев
Always Coca-Cola – этот слоган прочно засел в голове. Как-то так сложилось, что о приближении грандиозной пьянки ежегодно напоминают красные грузовики, которые куда-то очень спешат под веселую песенку «Праздник к нам приходит»! Слышишь ее и думаешь: «О, Новый год на носу!»
Этот напиток продается более чем в 200-х странах мира, а сама торговая марка является одним из самых дорогих брендов планеты. И это несмотря на то, что эта жидкость имеет замечательные антикоррозийные показатели. В сети навалом советов по очистке ржавеющих деталей с применением чудо-напитка. Любопытно, думали ли об этом производители, когда писали «Всегда Кока-Кола»?
Но примечателен как раз состав первоначального «ядерного коктейля», а не сегодняшнего растворителя желудков. По материалам Википедии, основными ингредиентами были листья коки и орехи тропического дерева колы. Да-да, тех самых листьев того самого растения, от которого происходит тот самых порошок. От него родимого тащится вся элитная молодежь со времен Конан Дойля. Сейчас кокаин - это кокс, кокос, кока, снег, первый и один из самых дорогих наркотиков современности, а тогда (1886) не было известно о его пагубном влиянии на здоровье, и он считался лекарственным средством «от любых нервных расстройств» (три раза ХА!). Поэтому его добавляли куда надо и не надо.
Так что главной фишкой напитка был наркотик. Производитель просто присадил первых клиентов на дозу, а остальное уже сделала реклама. Пускай спустя 4-е года после появления напитка общественность распознала истинную суть кокаина, но уже было поздно - коммерческий маховик набрал обороты.
Реклама, попавшая под цензуру
Другой замечательный пример секретного ингредиента «Секретноингредиентного супа» - это сера! Она помогла потомку рабов, некой мадам Уолкер, стать первой женщиной в мире, которая самостоятельно превратилась в миллионера.
Не будем сосредотачивать внимание на тяжелой жизни героини, хотя ситуацию, в которой она оказалась к 25 годам, благоприятной назвать может только сумасшедший. Шел 1890 год или около того, и чернокожая вдова с ребенком, работавшая за гроши, едва сводившая концы с концами, вдруг начала лысеть! Дело в том, что это было довольно распространенным явлением в то время. Люди редко мылись и с азартом плодили различные болячки на коже своей головы, что нередко приводило к потере шевелюры.
Возможно у мадам Уолкер была жилка исследователя-методиста, и имелось много свободного времени (интернета тогда не было!). Перепробовав все народные средства, она обнаружила, что сера убивает пакостные заболевания и прекращает раннее облысение. Оценив свое открытие по достоинству, она бросилась продавать свое средство по домам и знакомым. И ей не помешал ни цвет кожи (расизм тогда был в моде), ни отсутствие денег на производство продукции. Товар был такой бомбой, что к 50-ти годам она стала миллионером, а в то время это звание обладало куда более весомым значением, чем сегодня.
Ее секрет очевиден - это, безусловно, упорство и инновация! Успех был неизбежен.
Что выдумывают сегодня
Поскольку людей расплодилось хоть отбавляй, в наше время производители не стараются поразить обывателя уникальностью своей продукции. Им просто нужно убедить каким-то либо образом достаточную массу народа в том, что если не купить этот «крутейший новомодный гаджет», то значит, ты неудачник, и на тебя будут показывать пальцем, как на урода с двумя головами.
Машина потребительского оборота настолько отлажена, что внутреннее содержание и назначение товара имеет уже второстепенное значение. Главное, чтобы с продуктом потребления присутствовало жирное облако сопутствующих ассоциаций. Они должны дарить радость обладания или причинять беспокойство и дискомфорт от того, что еще не приобрел вожделенную вещицу.
Так было с легендарным Walkman от Sony. Тогдашний директор компании заказал своему инженеру портативный аудиопроигрыватель, чтоб слушать оперы в частых перелетах. Директору устройство пришлось по вкусу, и он наладил серийное производство. Однако, вопреки ожиданиям, население как-то вяло отреагировало на новинку, явно не оценив все прелести этой штуки. И только после массированной рекламной компании гаджет, как говорится, выстрелил!
С такого ракурса трудно недооценивать пользу от промывания мозгов в национальном масштабе.
«Если стоят люди, значит, что-то дают…» М.Жванецкий
Как ни крутись, что не изобретай, как щеки не надувай, а без рекламы никуда. Она виагра и харизма вашего бизнеса. Забудьте о качестве, это в прошлом (сарказм).
Вряд ли эти люди внимательно изучили приобретаемый товар
Сегодня реклама может все! Благодаря последним достижениям в области психологии сопротивляться массированной рекламной атаке не хватит сил ни одному обывателю. Маркетинговые технологии достигли такого уровня, что желание «купить» стало на одну ступень с естественными потребностями рядовой личности. На нас воздействуют настолько мощно, что для того, чтобы избавиться от наваждения, приходится обращаться к психотерапевтам.
И все же…
По моему скромному мнению, бизнес, основанный на качественном уникальном товаре/услуге куда более жизнеспособен, чем временные повальные веянья дутых суперакций и мегапредложений. Тому есть масса подтверждений.
Вот взять Даниеля Сваровски, он не стал идти по пути обмана и выдавать свои камни за подлинные бриллианты. Ведь был и другой такой умник, который имитировал бриллианты из свинцового стекла с высоким показателем преломления. Каждый из вас знает его фамилию - Жорж Фредерик Страсс (или Штрасс от нем. Strass. Слово "стразы" как раз от него и пошло). Этот ювелир, наоборот, не спешил информировать своих клиентов о том, что они покупают не царя камней, а просто яркие стекляшки. И где он теперь? В ряду синонимов к слову "дешевка"!
Или автомат Калашникова. Недорого, надежно и практично. Его не рекламировали по телевизору, не проводили шумных акций (ну это как посмотреть), а достижение отечественной военной промышленности знаменито на весь мир. Ему ставят памятники и изображают на знаменах и денежных единицах. Он занесен в книгу рекордов Гинесса как самое распространенное оружие на планете.
Может быть, гипербола с автоматом не совсем удачна, но надеюсь, мысль понятна.
Моими пальто торгуют мои пальто! - Монти Платт – знаменитый фабрикант одежды.
Первый. Хотелось бы верить, что качество и уникальность когда нибудь пересилят стереотипность мышления. Но реклама нового Айфона с бигборда гордо машет пальцем: «Не в этом году, не в этом…» Может, Люди перестанут, как умалишенные, скупать все в магазинах под новый год. Сегодня наблюдал, как муж с женой тянут домой 40″ ЖК. И сам поймал себя на мысли, что в магазинах таки скидки, может, прикупить желанный фильтр для воды со скидкой?
Да уж, всевозможные рекламные ходы сейчас на пике популярности. Вопрос не в том, ЧТО продать, а КАК продать. Поэтому и ценятся хорошие манагеры по рекламе, этакие птицы-говоруны, играющие на вашем честолюбии (тема айфона — самый яркий пример). Главное, вовремя включить мозги и просто купить проверенную временем вещь — например, тот же милый и добрый автомат Калашникова))
Несовсем поняли переход к «серному супу» и какой знаменитый товар продавала эта самая Уолкер.
И действительно таланты некоторых впаривать товары не соответсвующие по цене/качеству современных маркетологов и умение создавать бренды буквально въедающиеся в мозг пугают!
Тема продаж со скидкой или по акциям и влияние бренда так же сильно выражен сейчас на рынке софта и игр (причем всех уровней). А учитывая возможность покупать такие товары не выходя из дому открывают новые горизонты технологий продвижения и продаж.
Замечу справедливости ради про автомат Калашникова — несмотря на гениальность этого оружейника и на популярность этого оружия, сам создатель умер фактически в нищите, а в свое время получиль всего лишь премию за создание (хотя конечно не малую). Как говорили «Все ради Родины!». Поэтому это не совсем удачный пример.
Ну и напоследок забавное видео которое показывает в полной мере весь ужас такой рекламной атаки и брендинга на непоготовленные умы молодежи:
https://www.youtube.com/watch?v=FL7yD-0pqZg
Тема с Эпл-людьми, или как говорит мой знакомый сисадмин — «Обладателями», конечно же, ужасна. Цель жизни — обладать новым гаджетом от Эпл. Шутки-шутками, а по-настоящему ужас этой ситуации я смог оценить, когда клиенты начали оценивать заказанные сайты в айфонах… Плевать, что существует огромное количество браузеров, других смартфонов и прочего. Главное, как этот сайт смотрится в его личном Айфоне. Это, конечно, частный случай более широкой проблемы. В конечном счете мало заказчиков оценивают дизайн и функциональность веб-приложения с точки зрения своих клиентов. Почти все считают свой вкус безупречным. И если уж все сделано точь-в-точь, как хочется заказчику — это должно обязательно понравиться клиентам. А вот хрен, я так вам скажу…
На самом деле очень мало людей считают свой вкус безупречным, особенно в области в которой они мало что смыслят. Это понты. Главное выявить что этот человек действительно хочет. Сайт эффективно отвечающий возложенным на него задачам или очередной понт для друзей. И иметь в своем прайсе оба варианта. Причем, сайт для понтов — вдвое дороже!
Могу сказать за свою область. Тут себе каждый считает достаточным знатоком. Оцениваются ли работы по успешности или внешнему виду, неважно. Фишка в том, что маленькая часть заказчиков может доверить выбор дизайна или функциональности профессионалам. А на счет прайса для понтов, он работает и так. Все понтовые фишки типа Флеша, Аякса или безумной верстки стоят дорого. А ознакомившись с ценой в коммерческом предложении понты обычно заканчиваются.
Да уж, когда заканчиваются понты — это всегда жалкое зрелище)
Вот еще одно подтверждение%)
Вот, это тот самый болван с Ай-фоном…
Аминь, брат! Реальный парадокс: сделать точь-в-точь, как хочется заказчику != понравится заказчику.
А вот тема «как смотрится сайт на моем iPhone» возможна не столь ужасна как может показаться — это всего лишь начало и первые намеки о грядущих неизбежных изменениях: мобильный трафик очень сильно вырос за последний год и набирает обороты. Очень скоро при создании практически любого сайта, начиная с домашней странички про любимую кошку и заканчивая огромным ресурсом, нужно будет учитывать возможность удобной навигации с мобильника. Если сейчас это еще довольно редкая задача и она пока обходится созданием версии сайта заточенной под мобильные, то в скором будущем этот подход может оказаться слишком неэффективен.
Одно дело идти в ногу со временем, а другое дело быть за ангажированным болваном.(примечание: анагажированый болван — это гипотетический любитель эпл).Всякий подтвердит, что будущее за мобильными устройствами с выходом в интернет, но это совершенно не значит, что сайты ориентированные на эти устройства дают максимальную отдачу.
Согласен по поводу мобильных устройств. Благодаря клиенту, был сделан концепт разметки для верстки сайта, которая поддерживает разные устройства и разрешения, мало того адаптируется к ним. Для тех, кто жаждет наблюдать свой сайт на iPhone, это обойдется в каких-то лишних 100-200 у.е. И при этом сайт не потеряет в качестве на других платформах.
Вопрос действительно в парадоксе. Как упомянул Wilder, озвучивать цену для понтов, тогда мы приходим к теме данной статьи о впаривании. Или все-таки делать что-то стоящее. Самое забавное, что прославится и заработать на кусок хлеба с икоркой можно обоими способами.
Да, пока не значит. Но эти самые «ангажированные болваны» создали золотую жилу для рынка флеш игр. Именно этот рынок в прошом году принес больше всего дохода разработчикам! И как только это случится с сайтами, максимальную прибыль и возможность создать огромную студию (я говорю о действительно огромных «империях зла/добра») будет за теми кто к этому был готов и внимательно следил за предпосылками к такому спросу. Всем остальным останется итди уже по протоптанной дроже, которая хоть и более стабильна, но уже не даст сумашедшего дохода. И как раз вот такие возгласы, типа «А как же мой любимый сайтик смотрится на моем замечательном айфоне» являются первыми предпосылками (путь конечно порой раздражающими и убивающими мозг), что бы задуматся и начать подготавливать инструментарий и набираться опыта в этом напревлении. Потому, что когда этот момент настанет, как показывает практика, произойдет буквально взрыв спроса.